(10 [21] апреля 1758 — 31 июля [12 августа] 1828)
Арина Родионовна (иногда упоминается с фамилией Яковлева) - няня Александра Сергеевича Пушкина, разделившая с ним ссылку в Михайловском, оказавшая большое влияние на его творчество, занятия фольклором, увлечение народной поэзией, сказками.
Ее даровитость, мудрость и нежная любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей. Домашнее имя Арина, полное Ирина или Иринья. Родилась в деревне Суйда (современное Воскресенское) Копорского уезда Петербургской губернии в вотчине подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина (бывшие Новгородские земли) со смешанным финно-русским населением, в так называемой Ингерманландии.
В 1759 году имение Суйда была приобретена Абрамом Петровичем Ганнибалом, прадедом Пушкина. Родилась Арина Родионовна 10 (21) апреля 1758 гола в семье крепостных крестьян Родиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой.
Числится Иринья Родионова в описи села Кобрино Петербургской губернии, куда в 1781 г. она вышла замуж за Федора Матвеева. Жили они бедно, по описи 1790-х годов в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни. В 1792 году она была взята Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни или по хозяйству в дом опекуна Надежды Осиповны Михаила Алексеевича Пушкина. С 20 декабря 1797 года, с дня рождения Ольги Сергеевны, Арина Родионовна была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, сменив на этом посту родственницу или свою однофамилицу.
Арина Родионовна воспитывала подопечных детей по-русски. «Несмотря на то, что всем окружающим нас строго было запрещено пугать нас ведьмами, лешими, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой». Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находится при Марии Алексеевне с 1803 года в Москве среди довольно многочисленной дворни, а с ноября 1804 года (после продажи Кобрино) — в селе Захарово. В 1799 года ей была дарована вольная, однако Арина Родионовна предпочла остаться в положении наперсницы и помощницы Марии Алексеевны. Тогда же Арина Родионовна в числе домочадцев переезжает в Михайловское. По ревизским сказкам она числится в Михайловском вместе с двумя сыновьями и их женами с 1816 года. Известно особое отношение всех Пушкиных к няне и ее родне. Встреча Арины Родионовны с приехавшим из Лицея в Михайловское Александром состоялась в 1817 году
После смерти Марии Алексеевны няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. По воспоминаниям Ивана Петрович Липранди, посетившего дом Пушкиных в феврале 1822 года в Санкт-Петербурге проездом из Кишинева - места ссылки поэта: «Я никого не застал дома. Встретивший меня лакей, узнав, что я имею письмо от Александра Сергеевича, позвал какую-то старушку... Расспросы об А. С. сопровождались слезами».
По свидетельству сестры поэта, няня «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Александр Сергеевич, любивший ее с детства, оценил ее в то время, как жил в ссылке в Михайловском.
Как пишет Пушкин брату в середине ноября 1824 года: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил не у себя, а в «домике няни».
В господском доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал Иван Иванови Пущин. По свидетельству кучера Пушкина Петра Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...».
Арина Родионовна славилась радушием, умением устраивать свадьбы, за годы ссылки Пушкина она неоднократно была «венчальной маткой» не только рядом с Михайловским, но и в соседнем Новоржевском уезде. Видимо, с ее слов Пушкин записывает в Михайловском центральные моменты свадьбы, совпадающие с позднейшими записями профессиональных этнографов. Богатейший обрядовый материал вошел затем во многие его поэтические произведения и прозу.
Время, проведенное с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях «Зимний вечер» (1825), «Няне» (1826), «Вновь я посетил...» (1835), а ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной, няни Дубровского, женских образах романа «Арап Петра Великого», в стихотворении «Сват Иван»:
Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
(1833)
Ее интонации присутствуют в поэме «Жених», в записях 7 сказок и как минимум 10 песен. По утверждению Анны Петровны Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...». В феврале 1825 года поэт писал брату Льву: «...У меня произошла перемена в министерстве: Розу Григорьевну (экономку) я принужден был выгнать за непристойное поведение и слова, которых я не должен был вынести. А то бы она уморила няню, которая начала от нее худеть». Арина Родионовна вела хозяйство, выполняла различные поручения, в том числе по отправке книг из Михайловского после ссылки.
Сохранились два письма к Пушкину, написанные под диктовку няни и являющие пример ее образной речи: «Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжай мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».
Друзья поэта, знакомые с Ариной Родионовной, были покорены ее радушием и сердечностью. Дельвиг, Вяземский передавали няне приветы, а Языков посвятил ей два стихотворения. Умерла няня в доме Павлищевых в Петербурге после непродолжительной болезни. За месяц до ее кончины Пушкин был у Арины Родионовны, о чем свидетельствует надпись «25 июня. Няня...» на полях рукописи, рядом с незаконченными строками.
Тогда же изданы «Северные цветы» Дельвига с напечатанными стихами Языкова «К няне А.С.Пушкина», написанными 17 мая 1827 года.
В день ее смерти расстроенный Пушкин делает неразборчивую приписку к записи посещения больной и пририсовывает жирный крест. Там же, на полях, сохранились выполненные рукою Пушкина портреты няни с натуры в 3/4 в повойнике и фантазийный, в образе невесты, в сарафане и венце, какие носили и в Псковской губернии.
Пушкин создал ей поэтический памятник, напечатав в альманахе «Северные цветы» в 1830 году стихотворение «Зимний вечер».
Дополнительно:
Домик няни в Михайловском (Пушкинский заповедник)