(31 марта 1872, Селищи, Новгородская губерния — 19 августа 1929, Венеция)
Русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр.
Сергей Дягилев - театральный и художественный деятель, получивший всемирную славу, был племянником известной общественной деятельницы XIX века Анны Павловны Философовой. Он неоднократно приезжал в имение рода Философовых — Богдановское (деревня Красное Солнце), которое было не проосто родовым поместьем Философовых, а местом рождения нового духовного течения - русского декадентства. Здесь Сергей Дягилев и его кузен Дмитрий Философов готовили к изданию журнал «Мир Искусства», о котором историки культуры писали как о событии поистине революционном в области эстетического восприятия искусства. Журнал дал мощный толчок в изменении отношения к культуре России: наряду с другими журналами, основанными в XIX веке и до революции, он служил сплочению лучших русских художников модерна, поэтов, критиков и музыкантов и знаменовал собой начало серебряного века русской литературы.
Дом в Богдановском. 1900-1915 гг. (Не сохранился).
В Богдановское (от имения сохранились лишь хозпостройки и часть парка, деревянный дом сгорел в 30-х годах 20 века) частенько заезжали известные русские художники, а также гостили прозаик Дмитрий Мережковский и поэтесса Зинаида Гиппиус. Известно также, что Зинаида Гиппиус была в числе знаменитых участников «Мира искусства», её первые эссе в журнале представляли описание её путешествия и назывались «На берегах Ионического моря».
«И Мережковский, и Гиппиус не раз бывали в Бежаницах, - говорит Валентина Булдакова, директор МУК «ИКЦ Философовых», – Зинаида Николаевна испытывала особые чувства к Философову, называла его Димой, посвящала ему свои стихи. Сохранилась даже фотография, где на перроне вокзала в Бежаницах в ожидании коляски из Богдановского сидит неразлучная троица. В июне 1900 года друзья в первый раз ехали в родовое имение на пробном рейсе по только что проложенному железнодорожному пути Дно – Новосокольники...».
В сознании большинства людей имя Сергея Павловича Дягилева связано с балетом. Началом его карьеры считается 1907 г., когда когда он открыл в Париже русскую антрепризу под названием «Русские сезоны». Европе уже имя Дягилева было знакомо. Необычайно энергичный антрепренер, известный в России также как серьезный знаток мировой культуры, автор работ по истории русской живописи, один из организаторов художественного объединения «Мир искусства», редактор журналов «Мир искусства» и «Ежегодник императорских театров», организатор художественных выставок, театральный деятель, человек, близкий как к балетным кругам, так и к кругу художников, композиторов, Дягилев организовывал в Европе выставки работ русских художников, представителей того нового русского искусства, которое позже назовут искусством Серебряного века, искусством эпохи модерна.
Свои «Русские сезоны» в Париже Дягилев начал с «Исторических концертов», в которых приняли участие С. В. Рахманов, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, хор морского Большого театра. Затем Сергей Дягилев привез в Париж русскую оперу, познокомив европейского зрителя с шедеврами постановок произведений М. П. Мусорского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова ( главные партии пел Федор Шаляпин). В сезоне 1909 г. в антрепризе Дягилева появился балет. Балетные спектакли шли в перемену с оперными. Он привозил в Европу цвет русской театральной культуры- танцоров В. Ф. Нижинского, А. П. Павлову, Т. П. Карсавину, балетмейстера М. М. Фокина, приглашает для работы декораторами художников А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н.К. Рериха, А. Я. Головина.
Успех балетных постановок был столь оглушительный, что в следующем году Дягилев отказывается от оперы и привозит в Париж только балет. Можно сказать, что с 1910 года он становится исключительно «балетным антрепренером», а балету посвящает всю оставшуюся жизнь.
Отрадно, что именно Псковская земля неоднократно становилась средоточением культурной жизни России (вспомним имение Холомки Порховского уезда, 1920-21 гг.). Наследие Философовых в Бежаницах Псковской области – два в разной степени сохранившиеся имения, расположенных рядом, Богдановское и Усадище - это бесценные места, которые могут по праву называться драгоценными жемчужинами, украшающими Псковскую землю и хранящими память о талантливых людях, которые черпали здесь вдохновение.
Литература:
- Булдакова В. В. Наследие Философовых и Бежаницы: сохранение и перспективы развития// Бежаницкий историко-культурный центр Философовых - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bezmuzei.ucoz.ru/index/nasledie_filosofovykh_i.. (Дата обращения: 05.04.2018)
- Нефедова О. Влюбленная Гиппиус, презираемый Креницын и раздраженный Пушкин. «Псковская правда» путешествует по литературным тропам Бежаницкого района //Псковская правда (25 сентября 2015 года) - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravdapskov.ru/rubric/6/12786(Дата обращения: 05.04.2018
Голубева А. (05.04.2018)