К вып. 48-му (Хроника и библиография, вып.23)
Санкт-Петербург, 1913. С.136-137
Псковская губерния
Поиски могилы князя Трувора
В пригороде Изборск производятся поиски могилы князя Трувора. В конце июня Изборск посетил профессор Шляпкин, который произвел раскопки близ Труворова креста. На днях с тою же целью в Изборск прибыла из Петербурга Археологическая комиссия. Окончательные раскопки будут произведены в 1913 году. Среди жителей Изборска, как сообщает «Пск.Ж.», распространено мнение, что поиски окажутся безрезультатными, т.к. согласно местному преданию, тело Трувора погребено под церковью; производить де раскопки под церковью археологам не разрешат.
(«Утро России», 20 июля № 167. Ср. ,»
Свет», 22 июля, № 192 за 1913 г.)
Святотатство
Верстах в 50 от г.Пскова, в живописной местности расположен стариннейший Псково-Печерский монастырь, самой главной святыней которого еще в до-никоновских времен считается чудотворный осьмиконечный большой серебряный вызолоченный напрестольный крест, украшенный жемчугом. 15 августа братия монастыря обнаружила, что неизвестным злоумышленником святыня их была похищена.
Местная полиция добыла данные, на основании которых заподозрила в святотатстве псковского хулигана и вора Илью Воробьева, 16 л. Он был задержан и после некоторого запирательства сознался в преступлении. По словам Воробьева он имел в виду продать похищенных крест в Петербург и с этой целью ездил в столицу. Однако продать крест ему не удалось. Поэтому он сломал крест на две части и бросил его на дворах двух домов по Вознесенскому проспекту. 24 августа, по указанию Воробьева, были найдены обе половины святого креста с массою надписей, относящихся к XVI и XVII векам. На кресте оказались в целости все 34 жемчужины, его украшения.
(«Новое время», 25 августа, № 13094;
«Биржевые ведомости», 25 авг., № 13108;
«Русское чтение», 26 августа, № 187 за 1913 г.)
Гибель исторической крепости
К числу забытых и, как водится, разрушающихся исторических памятников принадлежит знаменитая крепость Псково-Печерского монастыря. В продолжении многих лет крепость непрерывно выдерживала осады врагов, но теперь сдается перед неумолимым временем. Грустное впечатление получается при взгляде на эти, когда-то грозные, твердыни в 380 саженей длины и свыше пяти – вышины. Правда, Император Николай I обратил внимание на разрушение и приказал произвести реставрацию стен и башен. Но реставрация вышла неудачной. Во многих местах были замазаны ворота, заделаны амбразуры и слуховые окна, уничтожены выходы, ведшие к земляным укреплениям за стеной, рушащиеся стены были подперты контрфорсами, исказившими архитектуру. Но и произведенная реставрация мало помогла сохранению крепости. Башни разрушаются и угрожают падением. Огромные, до полутора-двух аршин щели раздирают башни, падает сверху камень за камнем и исчезает очертание зубцов. Рухнули решетки на внутренней стене, шатровые кровли для стражи, уничтожена треугольная стена, образующая при входе так называемый «острог». Особенно сильно пострадала восточная башня под потолком, запиравшимся подъемной решеткой. Полуразрушенная Литвой в 1611 г., она теперь настолько обезобразилась, что о ней трудно составить представление. Не сегодня – завтра от высокой живописной руины останется груда обломков. Мало того, что крепость заброшена, - она еще и оскверняется. В башне, около святых ворот, устроено настоящее отхожее место, если не официальное, то терпимое монастырем.
(«Санкт-Петербургские ведомости», 25 августа, № 192 за 1913 г.)
Историческая справка
Город Опочка на днях справлял пятисотлетний юбилей своего существования.
В начале своего существования Опочка вместе с Островом считались только посадами и служили передовыми оплотами, защищавшими путь ко Пскову от врагов. За свои долгие годы город Опочка пережил много важных исторических моментов, выдержал много вражеских нападений, много раз предавался огню и снова возрождался, способствуя укреплению и славе русского государства. Уже в 1426 году, вскоре после своего основания, г. Опочка должен был выдержать нападение литовского короля Витовта, который подступил к городу с многочисленным войском, в составе которого были и татары, и богемцы, и волохи. Историк Карамзин рассказывает, что опочане избавились от Витовта при помощи хитрости. Они устроили перед городскими воротами тонкий мост, закрепили его одними веревками; под ним, в глубоком рве, набили множество кольев, а сами спрятались за стенами города. Не видя никого, литовцы вообразили, что крепость пуста, и толпами бросились на мост. Опочане подрезали веревки, мост под массою врагов обрушился, - и множество литовцев погибло под ним.
После этого, на протяжении всего удельно-вечевого периода русской истории, г. Опочка часто упоминается как пункт, на который, как на передовой укрепленный посад перед Псковом, нападали поляки, литовцы, ливонцы, с которыми опочане храбро сражались, то побеждали их и проигрывали, то были ими побеждаемы, платились имуществом, свободою и самой жизнью.
Являясь важным стратегическим пунктом, г. Опочка, тоже издавна служил и видным торговым местом. Как свидетельствует польский историк XVI века Р. Гейденштейн, Опочка уже тогда считалась значительным посадом, имея 180 чрных дворов. Расположившись на р. Великой город, тогда еще посад, стоял на пути от Западной Двины ко Пскову. Это был главный путь, весьма оживленный товарообменом. Уже за 400 лет до нашего времени здесь происходили «торги великие», т.е. ярмарки, на которые съезжались «многие люди московских городов и Великого Новгорода и Пскова, и немецкие и литовские люди».
В царствование императрицы Екатерины II, с 1772 по 1777 год, Опочка считалась губернским городом Псковской провинции.
Опочецкий уезд, в котором находятся села Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, с которыми связано имя великого поэта Пушкина, известен всем культурным русским людям.
(«Псковский Голос», 17 сент. № 105 (с пропусками)
Фотоматериалы: Фотоархив ИИМК РАН
Материал подготовила Татьяна Лединина,
ведущий библиограф отдела краеведческой литературы