Пишущий эти строки привлечен к занятиям в некоторых комиссиях по преобразованию средней школы Министерства Народного Просвещения, организованных гр. П. Н. Игнатьевым. В одной из этих комиссий разрабатываются вопросы эстетического образования в будущей средней школе, а именно вопросы о пении, музыке, рисовании и об изучении памятников искусства. Все друзья старины, вероятно, с удовольствием узнают, что в двух старших классах преобразуемой средней школы будет введено обязательное изучение лучших образцов скульптуры, архитектуры и живописи. На этот предмет отведено по 1 часу в неделю 6-м и в 7-м классах, всего, стало быть, около 60 часов. Комиссия вырабатывает примерный список памятников искусств, знакомство с которыми по снимкам, слепкам, копиям, диапозитивам и пр., с надлежащими объяснениями, доступными пониманию учащихся, обязательно, причем из греко-римско-византийского искусства предположено взять до 60 образцов, из русского искусства – до 90 и из западно-европейского и нового времени (до XVIII в. вкл.) – около 80. Таким образом, русскому искусству будет отведено преимущественное внимание. Курс этот нисколько не совпадает с тем, что мы называем историей искусств, которому вообще не место в средней школе, однако необходимо заметить, что знакомство с памятниками будет подчинено некоторой хронологической систематизации. При наличности знающих и любящих свое дело руководителей такое изучение памятников искусств должно иметь большое значение в деле образования юношества, воспитывая их вместе с тем в духе уважения к прошлому, поскольку оно проявилось в искусстве.
На одном из заседаний этой комиссии пишущий эти строки внес следующее предложение, единогласно принятое:
«Множество драгоценных памятников русской старины, рассеянных по лицу русской земли, подвергаются уничтожению вследствие отсутствия в широких массах должной сознательности. Уважение к родной старине должно быть воспитываемо с самых малых лет.
Министерство Народного Просвещения должно рекомендовать подчиненным учреждениям всемерно содействовать возникновению на местах союзов учащихся, на подобие мастерских, целью которых должно быть поддержание памятников старины и защита их от истребления».
Автор предложения высказал вместе с тем надежду, что такие союзы приведут к ознакомлению с древностями среди широких масс населения. Одним из благоприятных знаков будущей средней школы будет то, что руководящим девизом ея будет глубокий интерес к своему, русскому, вместо космополитического безразличия, а изучение родного искусства есть существенный элемент национального воспитания.
А. Готлиб
Псков, 22 мая 1915 г.
Источник: Труды Псковского археологического общества. Вып. 11. - : Тип. Т-ва "Псков. жизнь", 1915. – С.159. - Полный текст>>>