Средняя школа и изучение старины. 1915 год.

mirozhskyiПишущий эти строки привлечен к занятиям в некоторых комиссиях по преобразованию средней школы Министерства Народного Просвещения, организованных гр. П. Н. Игнатьевым. В одной из этих комиссий разрабатываются вопросы эстетического образования в будущей средней школе, а именно вопросы о пении, музыке, рисовании и об изучении памятников искусства. Все друзья старины, вероятно, с удовольствием узнают, что в двух старших классах преобразуемой средней школы будет введено обязательное изучение лучших образцов скульптуры, архитектуры и живописи. На этот предмет отведено по 1 часу в неделю 6-м и в 7-м классах, всего, стало быть, около 60 часов. Комиссия вырабатывает примерный список памятников искусств, знакомство с которыми по снимкам, слепкам, копиям, диапозитивам и пр., с надлежащими объяснениями, доступными пониманию учащихся, обязательно, причем из греко-римско-византийского искусства предположено взять до 60 образцов, из русского искусства – до 90 и из западно-европейского и нового времени (до XVIII в. вкл.) – около 80. Таким образом, русскому искусству будет отведено преимущественное внимание. Курс этот нисколько не совпадает с тем, что мы называем историей искусств, которому вообще не место в средней школе, однако необходимо заметить, что знакомство с памятниками будет подчинено некоторой хронологической систематизации. При наличности знающих и любящих свое дело руководителей такое изучение памятников искусств должно иметь большое значение в деле образования юношества, воспитывая их вместе с тем в духе уважения к прошлому, поскольку оно проявилось в искусстве.

На одном из заседаний этой комиссии пишущий эти строки внес следующее предложение, единогласно принятое:

«Множество драгоценных памятников русской старины, рассеянных по лицу русской земли, подвергаются уничтожению вследствие отсутствия в широких массах должной сознательности. Уважение к родной старине должно быть воспитываемо с самых малых лет.

Министерство Народного Просвещения должно рекомендовать подчиненным учреждениям всемерно содействовать возникновению на местах союзов учащихся, на подобие мастерских, целью которых должно быть поддержание памятников старины и защита их от истребления».

Автор предложения высказал вместе с тем надежду, что такие союзы приведут к ознакомлению с древностями среди широких масс населения. Одним из благоприятных знаков будущей средней школы будет то, что руководящим девизом ея будет глубокий интерес к своему, русскому, вместо космополитического безразличия, а изучение родного искусства есть существенный элемент национального воспитания.

 

А. Готлиб
Псков, 22 мая 1915 г.

Источник: Труды Псковского археологического общества. Вып. 11. - : Тип. Т-ва "Псков. жизнь", 1915. – С.159. - Полный текст>>>

 

 

Сего Дня

18 октября 1517 года

18 октября 1517 года

Опочка отражает литовские войска. Литовские войска Константина Острожского штурмовали крепость Опочк...

18 октября 1539 года

18 октября 1539 года

Погорело все Полонище в Пскове, в том числе 12 церквей. В церкви Анастасии римлянки на Кузнецкой ули...

18 октября 1581 года

18 октября 1581 года

Посланник папы Римского прибыл под Псков для участия в русско-польских переговорах о мире. В по...

18 октября 1655 года

18 октября 1655 года

Крупный пожар в Опочке, от которого выгорел практически весь город. Как доносил царю Алексею Михайло...

18 октября 1912 года

18 октября 1912 года

Новая лечебница в Пскове. В Пскове освящено здание лечебницы общины Красного Креста на углу Фор...

Легенды ^ Предания

Ларионов, И. Н. Труворова могила

Ларионов, И. Н. Труворова могила

Предание На древнем пути с Востока на Запад, на высокой скале возвышаются крепостные стены и грозные...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Сайт: https://www.pskovlib.ru