Средняя школа и изучение старины. 1915 год.

mirozhskyiПишущий эти строки привлечен к занятиям в некоторых комиссиях по преобразованию средней школы Министерства Народного Просвещения, организованных гр. П. Н. Игнатьевым. В одной из этих комиссий разрабатываются вопросы эстетического образования в будущей средней школе, а именно вопросы о пении, музыке, рисовании и об изучении памятников искусства. Все друзья старины, вероятно, с удовольствием узнают, что в двух старших классах преобразуемой средней школы будет введено обязательное изучение лучших образцов скульптуры, архитектуры и живописи. На этот предмет отведено по 1 часу в неделю 6-м и в 7-м классах, всего, стало быть, около 60 часов. Комиссия вырабатывает примерный список памятников искусств, знакомство с которыми по снимкам, слепкам, копиям, диапозитивам и пр., с надлежащими объяснениями, доступными пониманию учащихся, обязательно, причем из греко-римско-византийского искусства предположено взять до 60 образцов, из русского искусства – до 90 и из западно-европейского и нового времени (до XVIII в. вкл.) – около 80. Таким образом, русскому искусству будет отведено преимущественное внимание. Курс этот нисколько не совпадает с тем, что мы называем историей искусств, которому вообще не место в средней школе, однако необходимо заметить, что знакомство с памятниками будет подчинено некоторой хронологической систематизации. При наличности знающих и любящих свое дело руководителей такое изучение памятников искусств должно иметь большое значение в деле образования юношества, воспитывая их вместе с тем в духе уважения к прошлому, поскольку оно проявилось в искусстве.

На одном из заседаний этой комиссии пишущий эти строки внес следующее предложение, единогласно принятое:

«Множество драгоценных памятников русской старины, рассеянных по лицу русской земли, подвергаются уничтожению вследствие отсутствия в широких массах должной сознательности. Уважение к родной старине должно быть воспитываемо с самых малых лет.

Министерство Народного Просвещения должно рекомендовать подчиненным учреждениям всемерно содействовать возникновению на местах союзов учащихся, на подобие мастерских, целью которых должно быть поддержание памятников старины и защита их от истребления».

Автор предложения высказал вместе с тем надежду, что такие союзы приведут к ознакомлению с древностями среди широких масс населения. Одним из благоприятных знаков будущей средней школы будет то, что руководящим девизом ея будет глубокий интерес к своему, русскому, вместо космополитического безразличия, а изучение родного искусства есть существенный элемент национального воспитания.

 

А. Готлиб
Псков, 22 мая 1915 г.

Источник: Труды Псковского археологического общества. Вып. 11. - : Тип. Т-ва "Псков. жизнь", 1915. – С.159. - Полный текст>>>

 

 

Сего Дня

28 апреля 1348 года

28 апреля 1348 года

Под стены Изборска подошла немецкая рать. В это время в крепости находился псковский князь Юрий Вито...

28 апреля 1468 года

28 апреля 1468 года

В городском монастыре на Красном дворе псковичи заложили каменную церковь святого Пантелеймона, за ч...

28 апреля 1611 года

28 апреля 1611 года

Городовые казаки Пскова, сказав псковичам, что выступают из города на разгром польских банд Лисовско...

28 апреля 1813 года

28 апреля 1813 года

Скончался генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Немного не дожив до того д...

Псковские факты

Музей-квартира Ленина: документ эпохи

Музей-квартира Ленина: документ эпохи

26 февраля 2025 года – 125 лет со дня приезда Владимира Ильича Ленина в Псков (1900 год)....

Легенды ^ Предания

Пасхальная свеча

Пасхальная свеча

На разные лады рассказывают эту историю о стародавних временах в псковских деревнях.  Настолько...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru