12 [23] декабря 1799 родился Карл Павлович Брюллов, художник: живописец, монументалист, акварелист; представитель классицизма и романтизма.
Два великих художника создали картины, связанные с героической обороной Пскова от войск Стефана Батория.
Русский историк Карамзин так прокомментировал эти важные для Руси события 1581-1582 годов: «Сказка достойная суеверного века; но то истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».
Великий польский художник Ян Матейко в 1872 году пишет большое историческое полотно «Стефан Баторий под Псковом».
На картине перед нами момент, когда послы Ивана Грозного или как поляки его называли Сурового прибыли для переговоров о перемирии. Сам художник признавал, что не стремился к документальной точности, а объединил в картине несколько фактов. Например, переговоры имели место, но не под Псковом.
Художник – страстный патриот и представляет трактовку событий с польской стороны. На полотне мы видим величественного князя литовского и короля польского Батория на походном, но роскошном троне и в окружении вельмож. На заднем плане в шатре стоит коронный канцлер Ян Замойский, готовый принять любое решение короля: одна рука на канцлерской печати, в другой гетманская булава.
Облаченный в черное папский легат и посол к Ивану IV Антонио Поссевино явно призывает Батория к переговорам, стараясь смягчить противоборство сторон.
Русские послы Полоцкий и Великолуцкий владыка Киприан II и боярин Иван Нащокин изображены приниженными и просящими мира, предлагая завоевателю хлеб и соль. Очевидно, что несмотря на то что перемирие и предлагалось русской стороной, хлеб-соль при этом не подносили, а «Добро пожаловать» завоевателям на Руси никто не говорил, да и фигуры воинов на заднем плане говорят нам, что русские еще не сдались.
Фоном для русских служат стены и купола осажденного города, дым пожарища и тревожные вороны.
Это трехметровый холст можно увидеть в Королевском замке в Варшаве.
Другое историческое полотно, посвящено самому кульминационному моменту обороны Пскова. Великий русский художник Карл Брюллов написал «Осаду Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» по заказу Академии художеств. Над ней художник трудился с 1839 по 1843 год, но работа осталась неоконченной, а сам автор считал ее творческой неудачей.
Существует несколько вариантов и эскизов, но на всех центром картины является крестный ход, который остановил дрогнувших было защитников Пскова. Над головами псковичей рушится Свинорская башня, в пролом после взрыва уже врываются враги. Бьются воины, а за их спинами к пролому спешат горожане, с единственным устремлением закрыть собой родной город. Момент был критическим, защитники были истощены долгой осадой. Руководитель псковской обороны Иван Шуйский с мечом и Печерский игумен Тихон с крестным ходом поддержали народную силу.
Брюллов внимательно изучал исторический сюжет (один из двух, предложенных ему императором), был восхищен изложением Карамзина и даже посетил Псков.
Один, наиболее завершенный вариант написан в романтическом стиле, очень напоминающем знаменитый «Последний день Помпеи». Так же реет прах и огонь над головами людей, так же представлены сюжетные группы. Сын, поднимающий копье умирающего отца с благословения матери; мастеровой, бросающийся на врага без оружия в руках, военачальник, пролагающий путь своим мечом в гуще врага под образом Христа.
Существует эскиз, который еще более не прописан, но нечеткость линий создает эффект чудесного видения и усиливает ощущение божественного вокруг фигур служителей церкви, поддерживающих дух и жертву горожан. Столп света притягивает все внимание и объединяет разрозненные фигуры в одном устремлении.
Во всех вариантах центральным образом картины является крестный ход: иконы, хоругви, фигуры священнослужителей. Брюллов ясно указывает на сюжет о видении накануне решающей битвы и помощь божественных сил, соединенных с силой духа народа.
Картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее.