Краеведческая копилка

maslenica2012 006Масленица, как она проводится во всей Руси, несомненно представляет остаток древнего языческого празднества, которое было посвящено богу солнца, или Велесу, и совершалось в старину в начале весны. К концу рождественского мясоеда этот языческий праздник был перенесен после того, как наши предки приняли христианство, когда в великий пост, на который приходится начало весны, нельзя уже было предаваться прежнему шумному веселью и разгулу. Христианская церковь назначила Масленице разумную цель – постепенного подготовления христиан к воздержанию и ограничению в пище, чтобы они легче могли перенести продолжительный великий пост.

gimnaziyia600Левин Н. Ф.

Изучающим биографию Николая Ивано­вича Иваницкого повезло. В мае 1843 года, ког­да ему уже минуло 27 лет, он решил вести днев­ник, а предварительно вспомнить прожитые годы. Толчком послужило чтение статьи Гёте «Wahrheit und Dichtung» («Правда и вымысел»), хотя, в отличие от немецкого классика, за мемуары он взялся не для читателей, а для са­мого себя. Работа над воспоминаниями про­должалась семь месяцев, и только 17 декабря была сделана первая дневниковая запись. Впро­чем, более или менее регулярно они велись года три, затем - с большими перерывами, а в де­кабре 1848 года вовсе прекратились.

s novym godom1944

Новый год – уже многие годы для нас один из самых любимых и веселых праздников. И в годы Великой Отечественной войны ленинградские чекисты и партизаны подготовили свой новогодний «подарок» абверу.

Псковщина находилась под гитлеровской оккупацией дольше других российских регионов: с июля 1941 г. по июль 1944 г. Псков являлся центром дислокации военных и административно-хозяйственных учреждений группы армий «Север». Никакая оккупационная система не может обойтись без сотрудничества с местным населением. И находились люди, которые шли на сотрудничество с представителями «нового порядка».

romanov k k600

24 апреля 1926 года Центральное бюро краеведения  заслушало доклад К. К. Романова о командировке в Псковскую губернию, где он ознакомился с состоянием краеведческой работы в Пскове, Порхове, Торопце,  Холме, Опочке и Пушкинском уголке.

Псковскому краю, и в особенности его архитектурным памятникам с начала XX в. и вплоть до Великой Отечественной войны «повезло» в том, что они пользовались вниманием ряда известных столичных специалистов, и особенно Константина Константиновича Романова - человека редкого таланта и разносторонних способностей. Он был реставратором, художником, археологом, краеведом, хотя преобладал все же в нем архитектор и историк архитектуры. Всю свою жизнь он прожил в Петербурге-Петрограде-Ленинграде: там родился, учился, работал, ушел из жизни, но своей деятельностью был постоянно тесным образом связан с Псковской землей.

olga600История Древнего Пскова с первых её страниц связана с именем великой киевской княгини Ольги. В русских летописях и Ольга, и Псков впервые упоминаются одновременно. Летописец Нестор поведал, что в 6411 году от сотворения мира (в 903 году от Рождества Христова) возмужавшему князю Игорю Рюриковичу привели жену Ольгу «от Плескова».

pokryshkin_foto001Покрышкин Петр Петрович – архитектор, учёный, один из основоположников метода научной реставрации памятников и школы архитектурной археологии. Человек, восстановивший в России десятки церквей и всю жизнь посвятивший пути по святым местам.

matsulevich_foto

Мацулевич Л. А. - искусствовед и фотограф Императорской Археологиеской комиссии, автор первой научной публикации волотовских фресок, осуществленной Императорской Академией художеств в 1912 г. Мировую известность получила его книга о произведениях византийского художественного серебра, изданная на немецком языке в 1929 г.

Весной 1915 года германская армия вторглась на территорию Латвии, фронтовая полоса рассекла страну. Большая часть населения покинула родные места. Латышские беженцы оказались и  в Пскове. После окончания гражданской войны часть их вернулась в независимую Латвию, часть осталась в Пскове.  В городе действовал латышский театр, библиотека, рабочий клуб «III Интернационал».

latyshskyie pisatelyМы отдыха и тишины не знаем:
Усталостью ли тело сведено,
От жарких дум ли факелом пылаем,
Иль в битве сердце трепетом полно, -
Все только одному посвящено:
Грядущему - мечте своей высокой,
Сегодня мы творим свою мечту
И видим свет ее манящих окон
И дальние сады ее в цвету.

Так думали и мечтали люди, запечатленные на снимке сделанном в Пскове в 20-х годах ХХ века. На фотографии мы видим группу латышских поэтов и писателей оказавших большое влияние на латышскую литературу 20-30-х годов.

(На фото:  К. Пелекайс, Э. Шмит-Биройс, Я. Берзинь-Андерсон, Судрабу Эджус (сидит), Э. Эферт-Клусайс). 

Большинство из них прожили короткие жизни.

Подкатегории

Сего Дня

9 мая 1906 года

9 мая 1906 года

В Пскове вышел в свет первый номер большевистской газеты «Пчела» – органа псковского комитета РСДРП....

Псковские факты

Музей-квартира Ленина: документ эпохи

Музей-квартира Ленина: документ эпохи

26 февраля 2025 года – 125 лет со дня приезда Владимира Ильича Ленина в Псков (1900 год)....

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru