Краеведческая копилка
Масленица, как она проводится во всей Руси, несомненно представляет остаток древнего языческого празднества, которое было посвящено богу солнца, или Велесу, и совершалось в старину в начале весны. К концу рождественского мясоеда этот языческий праздник был перенесен после того, как наши предки приняли христианство, когда в великий пост, на который приходится начало весны, нельзя уже было предаваться прежнему шумному веселью и разгулу. Христианская церковь назначила Масленице разумную цель – постепенного подготовления христиан к воздержанию и ограничению в пище, чтобы они легче могли перенести продолжительный великий пост.
Левин Н. Ф.
Изучающим биографию Николая Ивановича Иваницкого повезло. В мае 1843 года, когда ему уже минуло 27 лет, он решил вести дневник, а предварительно вспомнить прожитые годы. Толчком послужило чтение статьи Гёте «Wahrheit und Dichtung» («Правда и вымысел»), хотя, в отличие от немецкого классика, за мемуары он взялся не для читателей, а для самого себя. Работа над воспоминаниями продолжалась семь месяцев, и только 17 декабря была сделана первая дневниковая запись. Впрочем, более или менее регулярно они велись года три, затем - с большими перерывами, а в декабре 1848 года вовсе прекратились.
20 июля 1938 года родился Алексей Юрьевич Герман (1938-2013), режиисер, снявший художественный фильм "Проверка на дорогах" по роману своего отца - Юрия Паловича Германа (1910-1967), писателя, автора документальной повести «Операция “С Новым годом!”», рассказывающей о событиях происходивших на Псковской земле.
Новый год – уже многие годы для нас один из самых любимых и веселых праздников. И в годы Великой Отечественной войны ленинградские чекисты и партизаны подготовили свой новогодний «подарок» абверу.
Псковщина находилась под гитлеровской оккупацией дольше других российских регионов: с июля 1941 г. по июль 1944 г. Псков являлся центром дислокации военных и административно-хозяйственных учреждений группы армий «Север». Никакая оккупационная система не может обойтись без сотрудничества с местным населением. И находились люди, которые шли на сотрудничество с представителями «нового порядка».
Псковскому краю, и в особенности его архитектурным памятникам с начала XX в. и вплоть до Великой Отечественной войны «повезло» в том, что они пользовались вниманием ряда известных столичных специалистов, и особенно Константина Константиновича Романова - человека редкого таланта и разносторонних способностей. Он был реставратором, художником, археологом, краеведом, хотя преобладал все же в нем архитектор и историк архитектуры. Всю свою жизнь он прожил в Петербурге-Петрограде-Ленинграде: там родился, учился, работал, ушел из жизни, но своей деятельностью был постоянно тесным образом связан с Псковской землей.
История Древнего Пскова с первых её страниц связана с именем великой киевской княгини Ольги. В русских летописях и Ольга, и Псков впервые упоминаются одновременно. Летописец Нестор поведал, что в 6411 году от сотворения мира (в 903 году от Рождества Христова) возмужавшему князю Игорю Рюриковичу привели жену Ольгу «от Плескова».
Покрышкин Петр Петрович – архитектор, учёный, один из основоположников метода научной реставрации памятников и школы архитектурной археологии. Человек, восстановивший в России десятки церквей и всю жизнь посвятивший пути по святым местам.
Мацулевич Л. А. - искусствовед и фотограф Императорской Археологиеской комиссии, автор первой научной публикации волотовских фресок, осуществленной Императорской Академией художеств в 1912 г. Мировую известность получила его книга о произведениях византийского художественного серебра, изданная на немецком языке в 1929 г.
Весной 1915 года германская армия вторглась на территорию Латвии, фронтовая полоса рассекла страну. Большая часть населения покинула родные места. Латышские беженцы оказались и в Пскове. После окончания гражданской войны часть их вернулась в независимую Латвию, часть осталась в Пскове. В городе действовал латышский театр, библиотека, рабочий клуб «III Интернационал».
Мы отдыха и тишины не знаем:
Усталостью ли тело сведено,
От жарких дум ли факелом пылаем,
Иль в битве сердце трепетом полно, -
Все только одному посвящено:
Грядущему - мечте своей высокой,
Сегодня мы творим свою мечту
И видим свет ее манящих окон
И дальние сады ее в цвету.
Так думали и мечтали люди, запечатленные на снимке сделанном в Пскове в 20-х годах ХХ века. На фотографии мы видим группу латышских поэтов и писателей оказавших большое влияние на латышскую литературу 20-30-х годов.
(На фото: К. Пелекайс, Э. Шмит-Биройс, Я. Берзинь-Андерсон, Судрабу Эджус (сидит), Э. Эферт-Клусайс).
Большинство из них прожили короткие жизни.