14 июля 2024 года - Собор Псковских святых (неделя третья по Пятидесятнице)
- Общий раздел
- Троицкий кафедральный собор
- Монастыри
- Спасо-Мирожский монастырь
- Снетогорский монастырь
- Псково-Печерский монастырь (еще в Категории "Памятные места">>>)
- Святогорский монастырь (еще в Категории "Памятные места">>>)
- Храмы
- Храм Николы Чудотворца в Любятово
- Кладбища. Некрополи
- Иконы
- Псковские епархиальные ведомости
- Духовное образование
- Духовенство
- Псковский церковно-археологический комитет
- Литературные памятники монастырской письменности
В коллекции представлены издания, рассказывающие о Псковской епархии, истории псковских храмов и монастырей, о местных святых, иконах, некрополях, духовенстве, духовном образовании, а также о литературных памятниках монастырской письменности.
Первой книгой, посвященной непосредственно истории церкви, является часть третья «Истории княжества Псковского» митрополита Евгения (Болховитинова). В ней он подробно освещает историю псковской церковной иерархии, представляет списки псковских архиереев, биографии псковских подвижников, очерки о монастырях и церквях (упраздненных и ныне существующих), разные надписи на псковских церковных древностях, план гробниц под Троицким кафедральным собором, календарную роспись крестных ходов. Перу того же автора принадлежат более подробные описания древних псковских монастырей: Псково-Печерского, Крыпецкого, Снетогорского, Иоанно-Предтеченского, Святогорского и Никандровой пустыни. В описаниях говорится о местоположении монастыря, объясняется его название, излагается история его возникновения, устройство, приводятся биографические сведения об основателях-подвижниках, дается описание внешнего вида зданий, описываются святыни, монастырские владения, угодья и, в заключении, — список настоятелей от начала монастыря до позднейшего времени. Объем «Описаний…» различен, что объясняется «заслуживающей подражания его привычкой не говорить о том, о чем нет исторических данных». Именно эти работы стали основой для всех последующих историков и краеведов в изучении местной церковной старины. По замечанию И. И. Василёва, «После трудов митрополита Евгения местная литература не представила ничего самостоятельного, она ограничилась лишь повторением и распространением сказанного этим ученым псковолюбцем». Митрополит Евгений умел вызвать интерес у последующих исследователей. В дальнейшем о псковском монашестве писали арх. Аполлос, игумен Иоанн, А. Панов, И. Василёв, Н. Милевский, Г. Лебедев и др. Все эти работы говорят о большом нравственном значении монастырей и благотворном их влиянии на религиозную жизнь. Несмотря на то, что монастыри являются весьма консервативным институтом и мало зависят от условий времени и места, Н. Серебрянский в своей работе «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле» уделил особое внимание местным особенностям, внутренней жизни монастырей.
Сборник дореволюционных публикаций «Храмы и монастыри губернского Пскова» (2005), составителем которого является Н. Ф. Левин, позволит современным читателям познакомиться с краеведческой литературой, ставшей библиографической редкостью. Многие биографические справки об авторах публикаций составлены впервые. Сборник иллюстрирован открытками с видами псковских храмов.
Отдельно выделены литературные памятники монастырской письменности — преимущественно древнерусские жития (святых и князей), а также монастырский устав Ефросина Псковского, повесть о явлении чудотворных икон. В истории древнерусской письменности Псков занимает особое место: благодаря Пскову сохранилось «Слово о полку Игореве». Н. Серебрянский, исследователь псковских литературных памятников, в своих «Заметках и текстах из псковских памятников» отмечает, что списки «Слова…» были не просто распространены, а даже оказали влияние на характер местной письменности: «В последней мы встречаем не только краткие заметки, написанные в стиле автора Слова, но и целые произведения, по художественности и образности своего изложения напоминающие нам этот великолепный памятник Киевской дружинной Руси». Автор также отмечает, что любовь к рукописной книге в Пскове, по сравнению с другими местностями, сохранилась особенно долго, псковские рукописи ценны тем, что сохранили характерные черты псковского разговорного языка, и в местной старинной письменности сохранились народные предания.
В коллекции также рассматривается история псковских духовных образовательных учреждений: отчеты Псковского епархиального училища (1888-1907 гг.), история Псковской семинарии, Невельской духовной гимназии, Порховского духовного училища.
История Псковской епархии подробно изложена в работе В. Д. Смиречанского «Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии». Церковная жизнь подробно освещалась на страницах «Псковских епархиальных ведомостей», которые издавались с 1894 по 1917 гг. Издание включало в себя две части. В официальной части публиковались распоряжения Святого Синода, епархиального начальства и т. п.; в неофициальной части печатались выписки из творений святых отцов и духовных писателей, темы для проповедей, историко-статистическое описание епархий, в том числе информация о погостах, церквях, монастырях, приходах, священнослужителях, церковных школах, церковно-приходских братствах и попечительствах, благотворительности и миссионерской деятельности.
В коллекции представлены также статьи, хроникерские заметки из «Известий Императорской археологической комиссии», трудов Комиссии по сохранению древних памятников при Императорском Московском археологическом обществе «Древности», рассказывающие о памятниках и предметах церковной старины.
Обладание какой-либо реликвией издавна привлекало людей к городу или храму. Н. В. Покровский, директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской академии, в своих «Заметках о памятниках псковской церковной старины» (1914) отмечал, что «археологическая ценность Пскова … весьма значительна. Здесь, не говоря уже о городских стенах, сохранилось много памятников древней церковной архитектуры; сохранилась настенная живопись в Мирожском монастыре ХII в. и в Снетогорском; весьма много хороших икон XVI-XVII вв.; прекрасные ювелирные изделия, образцы древнего литья и шитья». Уже в XIXв. Псков называли городом-музеем, и было очевидно, что сохранение псковских святынь требует особых усилий. На это было направлено создание Псковского церковного историко-археологического комитета в 1908 г., описанию деятельности которого посвящено несколько изданий коллекции. Инициатор создания комитета и музея, архиепископ Арсений (Стадницкий) говорил: «Азбучная истина гласит, что история — учительница народов. А исторические судьбы Пскова столь поучительны, что изучение их представит, несомненно, много научного и жизненного интереса … В наши дни особенно настоятельно чувствуется нужда во всестороннем изучении отдельных единиц нашего отечества, тех или других местностей, только по возможности с различных сторон. Церковно-археологический комитет и поставляет одною из своих целей изучение одной из таких единиц, – разумею церковно-приходскую жизнь нашей области в ее историческом развитии и настоящем состоянии».