Угловой дом на перекрестке улицы Советской и Детской, в XIX веке Великолуцкой и Спасской, привлекает внимание необычной, если не сказать затейливой архитектурой «русского» кирпичного стиля. Несмотря на очевидные утраты, яркий цвет красного кирпича и загадочные декоративные символы на двух парадных фасадах делают его заметной и важной частью облика улицы. Остальная часть домовладения с необходимыми хозяйственными пристройками располагалась в глубине квартала.
Название, зафиксированное в охранных документах – «Дом жилой доходный Епифанова Е.», но есть сведения о еще нескольких владельцах.
В середине XIX века на этом месте располагался сад, но уже через десятилетие земельный участок принадлежал потомственному дворянину Степану Пермскому, затем крестьянину Якову Иванову.
Благодаря плану города, составленному Иваном Федоровичем Годовиковым в 1856 году, известно, что дом и флигель располагались в глубине участка. Позднее в описаниях появились указания на то, что дом был каменным, одноэтажным, а рядом находилось свободное место. С 1874 на долгие годы владельцем дома и участка становится крестьянин, приписанный к деревне Федотово-Харитоново Докатовской волости Псковского уезда, но проживавший в собственном доме на углу Великолуцкой и Спасской, Евдоким Епифанов, затем его сын Петр Евдокимович.
Дата постройки двухэтажного дома с мезонином, который очертил угловой контур улиц обозначена на фасаде – 1890.
Сын первого хозяина дома - Петр Евдокимович упоминается в списке членов общины старообрядцев, которые в 1922 году присутствовали во время конфискации церковных ценностей из Завеличенского молитвенного дома.
Дом привлекал и необычной формой (буква «Г» в плане) и декоративными украшениями, выложенными из фигурного (лекального) кирпича. Семья была старообрядческой, поэтоу на парадных фасадах до наших дней сохранились символы древлеправославных книг: шестиконечная звезда и ныне исчезнувшая буква кириллической азбуки «Фита». Символы напоминают об имени Бога и Вифлеемской звезде.
Хозяева занимали лишь часть жилых комнат, остальные помещения сдавались под квартиры, кабинеты врачей и нотариусов, прочие нужды. 13 лет в здании располагалась земская типография. Ее переезд в 1906 году на улицу Плоскую причинил хозяину неудобства, поскольку ему пришлось приспосабливать для нее помещения. Евдоким Епифанов даже обращался по этому поводу с жалобой к губернатору.
Известно имя одного из арендаторов дома Епифанова. С 1 сентября 1908 года квартиру на втором этаже дома занимал Вольдемар Фридрихович Гринвальд. После смерти Михаила Гавриловича Тропина он купил у вдовы заводик натуральных и искусственных минеральных вод и перенес его из Кислинского переулка на участок Епифанова.
Подробное описание дома поместили 10 июля 1910 года «Псковские губернские ведомости». Причиной столь подробного описания стала невыплаченная закладная. Епифановы взяли у Батовых в долг по двум закладным 19950 рублей. Расплатиться не получилось, и судебный пристав Псковского окружного суда объявил, что «по претензии жены потомственного почётного гражданина Елизаветы Васильевны Батовой в 20974 руб. 96 коп. на 25 сентября назначено к публичной продаже недвижимое имение, принадлежащее крестьянину Докатовской волости деревни Федотово, ныне приписанному к селению Петровской слободы, Петру Евдокимовичу Епифанову».
Объявление предлагает к продаже домовладение в центральной части города под номером 31, состоящее из участка протяженностью по улице Великолуцкой 37 метров, по улице Спасской 52 метра. На нем расположены: каменный двухэтажный дом с мезонином и жилым цокольным этажом, каменный флигель, сад и другие хозяйственные постройки.
Дорогое и обширное домовладение в необходимые сроки продать не удалось, оно перешло в собственность Батовых, и уже в 1911 году этот адрес указывался как Великолуцкая улица, дом Батова, бывший Епифанова.
Такой адрес указывал, например, латыш Карл Томович Камберкалн. В 1937 сторож лютеранского кладбища был арестован, обвинен в государственной измене, шпионаже, причинении ущерба сооружениям и коммуникациям государственного значения, антисоветской пропаганде и через год в возрасте 65 лет расстрелян в Ленинграде.
Факт-чек
- 1856 год - На плане Годовикова, в северо-западном углу располагался сад, а деревянные строения этого домовладения размещались в глубине двора
- 1863-1868 год – владелец домовладения потомственный дворянин Степан Пермский
- 1869 – 1870 год – участком владел крестьянин Яков Иванов.
- 1871 год - домовладельцем становится крестьянин Евдоким Епифанов.
- 1874 год – опубликовано подробное описание «Дома, каменного флигеля и пустопорожнего места»
- 1881-1887 год – в описании указан каменный одноэтажный дом
- 1890 год – построено угловое кирпичное здание
- 1893 год – домовладение было оценено (для налогообложения) в 9440 рублей
- 1893 года - земская типография переехала из дома Епифанова
- 1908 года - на втором этаже снял квартиру Вольдемар Фридрихович Гринвальд
- 1909 год – на участок переведен заводик натуральных и искусственных минеральных вод
- 1910 год - судебный пристав Псковского окружного суда объявил публичную продажу домовладения за долги. Продажа не состоялась, и дом перешел в собственность жены потомственного почётного гражданина Елизаветы Васильевны Батовой
- 1911 год – изменился адрес дома: Великолуцкая улица, дом Батова
- 1931 год – квартиру в доме снимает семья Кикоиных
- С 1947 года - дом принадлежит Горжилуправлению Пскова и приспособлен под коммунальное жилье
Кикоин Исаак Константинович
История лютеранского и немецкого кладбища в Пскове
Впрочем, имя прошлого владельца еще служило точным ориентиром, поскольку реклама заведения искусственных и минеральных вод Гринвальда адрес «Великолуцкая, 31. Дом Епифанова» не изменилось, по крайней мере, до 1923 года. В этот год, в шестую годовщину Октябрьской революции, в Пскове переименовали многие улицы. Великолуцкая улица стала Советской, в вот номер дома остался прежним - 31.
В революционные годы домовладение было национализировано, но продолжало оставаться жилым.
Десять лет до начала Великой Отечественной войны в этом доме снимали квартиру номер 6 родители выдающегося учёного-физика, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, академика Исаака Кушелевича Кикоина. Сам он с 1925 года жил, учился и работал в Ленинграде, затем в Свердловске. В Пскове оставались члены семьи, и в том числе отец и мать – Кушель Исаакович и Буня Израилевна. Взрослые дети с семьями навещали родню, а Исаак Кикоин принимал активное участие в общественной жизни Пскова – читал лекции, встречался со школьниками.
Судьба псковской части семьи Кикоиных сложилась драматически. Умерли Кушель Исаакович, оставив крошечную дочку ушла из жизни младшая сестра ученого Любовь. В январе 1942 года вместе с другими евреями в Ваулиных горах была расстреляна Буня Израилевна.
С 1947 года дом по улице Советской перешел в ведение Псковского городского жилищного управления. Поскольку жилья остро не хватало, существующие квартиры были разделены на множество коммунальных. Квартиры появились не только в цоколе, но и в мансардах. Часть подвала была оборудована под подсобные помещения и кладовые для жильцов. Двор, сад, огород и хозяйственные постройки после войны бесследно исчезли.
В 2015 году Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия было принято решение о включении «Дома жилого доходного Епифанова Е.» в единый государственный реестр культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Это решение зафиксировал приказ комитета № 635 от 22 декабря 2015 года.
В настоящее время в доме по адресу улица Советская, дом 31 находится Псковский филиал акционерного коммерческого банка «Славия», благодаря чему здание отреставрировано.
Реконструкцию здания - памятника архитектуры с приспособлением под размещение банка и офисов провела Ларисова Александровна Нуколова - главный архитектор проектов Института «Псковгражданпроект».
Изменилось использование дома, изменились интерьеры и приспособление помещений, но его оригинальный облик уже более ста лет радует псковичей и гостей города.
Источники: