Перекресток улицы Пушкина и Октябрьского проспекта образуют два угловых дома с номерами 14 и 16.
Крупные, почти симметричные и на первый взгляд почти одинаковые «сталинки», появились в Пскове с разницей в несколько лет. За прошедшие годы приобрели важное градостроительное значение – формируя один из ключевых кварталов города, и историческое - как пример архитектуры формального историзма, характерного для архитектуры СССР полевоенных лет.
Строительство дома №14 началось в 1948 году, когда Псков с огромными усилиями возвращался к жизни после разрушений Великой Отечественной войны.
Идеологическая установка сталинской эпохи - возведение благоустроенных социалистических городов, которые внушают жизнерадостность, энергию созидания. Вторая задача - добиться органичного единства новой общественной жизни и истории. Архитектурные проекты рассматривались и утверждались в Москве.
Об этапах и трудностях строительства, которое началось около 70 лет назад, рассказал в своей книге «Записки строителя» Марлен Львович Каган-Розенцвейг: «Застройка пересечения Октябрьской и Пушкинской улиц в этом смысле была особенно трудной, в том числе из-за ограничений в пространстве. Крупные здания предполагалось строить на плотном известняке, под которым на глубине шести метров была водонасыщенная почва.
В центре Пскова культурный слой достигает 4-6 метров. В древности настилались гати, устраивались лежневые дороги, засыпались рвы, но каверзы ушедших под землю болотец и речушек, меняющиеся в центре города чуть ли не каждые 10 метров геологические условия и в наши дни доставляют множество трудностей при выполнении любых строительных работ».
Ранее на этом месте стоял двухэтажный кирпичный дом Франца Августовича Шпинке, на тот момент совершенно разрушенный. Руины, огороженные забором, ждали своей очереди…
В 1948 году перед проектировщиками стояла задача сохранения сплошной застройки квартала, то есть дома должны были примыкать к уже существующим зданиям и выглядеть гармонично. Важно было учесть высотность и облик уже существующих домов.
Утвержденный план застройки предполагал строительство двух угловых зданий с тупым углом, который позволили бы расширить перекресток. Еще одна трудность – соединение новых домов с сохранившимися историческими (домами Гессе и Сафьянщикова). Кроме того, 14 дом угрожал «запереть» въезд во двор соседнего дома.
Над приспособлением уже утвержденного проекта дома № 14 работал архитектор Алексей Афанасьевич Ларкин. Возникла идея построить здание с переломом в плане, выдвинув центральную пятиэтажную часть здания вперед. Это решение прошло необходимые тогда согласования в Москве, но, когда дом был уже построен – его много критиковали: пропорции и декор здания казались непривычно грубыми. Вместе с тем, благодаря постройке, дополнительной четырехэтажной секции по улице Пушкина, увеличилось количество квартир, а для того времени отдельная жилплощадь была редкостью.
Восстановление города в конце 40-х годов. Главный архитектор А.А. Ларкин с прорабом П.Н. Николаевым.
Одну из квартир в жилом корпусе по улице Пушкина получила архитектор «Облпроекта» Эльза Павловна Штольцер. В 1968 году она покинула Псков, а ее псковскую квартиру занял вернувшийся из Ленинграда архитектор-реставратор Юрий Павлович Спегальский.
После его смерти по инициативе его вдовы, Ольги Константиновны Аршакуни, в квартире был открыт мемориальный музей-квартира, посвященный жизни и творчеству архитектора-реставратора. В июне 1990 года на фасаде центральной части здания установлена мемориальная доска, автором которой был псковский художник Алексей Дмитриевич Кириллов: портрет - горельеф Спегальского и текст: «В этом доме жил и работал Юрий Павлович Спегальский (1909-1969), ученый и исследователь средневекового русского зодчества, архитектор - реставратор, художник».
Проект дома № 16 разрабатывал Анастас Ионасович Миляускас, молодой архитектор приехал в Псков по распределению, сразу после окончания архитектурного факультета в Вильнюсе.
Крыло по Октябрьскому проспекту соединялось с домом Сафьянщикова, а сам 16 дом занимал место разрушенных построек: колбасного мастера Карла Иосифовича Дайбера и Иоганна Буша.
Перед архитектором стояла задача учитывать не только технические и градостроительные особенности места, но и уже построенный 14 дом. Техническое задание, к тому же предписывало украсить фасад большим количеством декоративных деталей, чтобы выглядело «богато», планировалось затем «обогатить» и 14 дом. Автор проекта тщательно работал над созданием пышных фасадов, особенно пятиэтажной части, стараясь ими сгладить сложные объемы здания, заданные условиями, которые нельзя было нарушить. В этот момент партия приняла постановление об «украшательских заблуждениях», все усилия оказались напрасны и фасад было указано весь переработать. Анастас Ионасович не смог внести все возрастающих ограничений и уехал в Литву.
Облпроект завершал работу без него. Декоративные детали убрали, упростили архитектурные решения. В итоге дома получились почти зеркальные, но внимательный взгляд заметит, что архитектура дома №16 легче и гармоничнее. Один из главных городских ориентиров – центральная аптека разместилась в центральной части дома.
Дома - прямоугольные в плане, (жилые корпуса ниже на один этаж) образуют крупные внутренние дворы с входами - арками.
Парадные пятиэтажные фасады симметричны, украшены имитацией портика с пилястрами «в античном стиле», балясинами балконов, полуциркульными окнами и грубым «каменным» рустом. Лепного декора немного, но в них есть и типичный «губернский» орнамент и символы советского государства. В результате они образовали небольшую площадь перед входом в Детский парк. В перспективном плане была заложена идея озеленения этого места и даже установка памятника Пушкину, но потребность в расширении главной городской магистрали вынудила от нее отказаться.
«Решением стыка улиц Пушкина и Октябрьской город едва ли может гордиться, хотя эстетической стороне вопроса и было уделено много внимания», - записал тогда, работавший на строительстве этих зданий Марлен Львович Каган-Розенцвейг.
Газета «Псковская правда» критически оценивала новое строительство: «На генеральном плане восстановления и реконструкции Псков выглядит крупным благоустроенным городом. Проект изобилует названиями новых, застраиваемых или еще не существующих улиц, красивыми архитектурно оформленными кварталами, домами, скверами и парком. Получится ли органично включить памятники старины в архитектуру областного социалистического города? По замыслу планировщиков — да.
Но, к сожалению, действительность пока далека от замыслов, проект имеет много дефектов, некоторые улицы расположены в ущерб историческим местам города (например, та, что должна пройти через домик «Искры»). Тем временем главный архитектор города считает, что все это в порядке вещей. А бывают случаи, когда тов. Солонников вместо того, чтобы пресекать нарушения, сам становится нарушителем, выдавая направо и налево разрешения на постройку самых разных объектов! «Как видно, архитектор не любит Псков, не старается сделать его красивым городом».
Гораздо более резко отзывалась о главном архитекторе города и его решениях Ольга Константиновна Аршакуни в письмах к Сергею Александровичу Цвылеву (№9 от 15 марта 1955 года).
Письмо О. К. Аршакуни С. А. Цвылеву от 15 марта 1955 года
Современные псковичи уже не помнят о спорах и сложностях при возведении зданий. Перекресток и дворы домов стали живым городским пространством, неотъемлемой частью города и …характерным открыточным видом.
Источники:
Аршакуни Ольга Константиновна. «Псков притягивает меня.» : письма О.К. Аршакуни – С.А. Цвылеву (1951-1958 гг.) / Аршакуни Ольга Константиновна , Киселева Елена Григорьевна; Павлова Вера Ивановна / ГБУК "Псков. обл. универс. науч. б-ка", отдел краеведческой литературы ; [сост. Е. Г. Киселёва ; гл. ред. В. И. Павлова]. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2017. - 75 с. - Читать полный текст >>>
Газета «Псковская правда» История / Машина времени 1951 год. - Режим доступа >>>>>
Каган-Розенцвейг Марлен Львович. Записки строителя : (из истории послевоен. восстановления г. Пскова) / Каган-Розенцвейг Марлен Львович / Администрация г. Пскова. - Псков : Псковское возрождение, 2001. - 167 с.
Цвылев Сергей Александрович >>>
Аршакуни Ольга Константиновна >>>
Каган-Розенцвейг Марлен Львович >>>