Электронная библиотека «Псковиана» пополнилась новыми цифровыми копиями документов. Псковская земля славится своей древностью и православными святынями. Обладание какой-либо реликвией издавна привлекало людей к городу или храму. Между шедевром и просто любопытным объектом не всегда стоит замечать разницу – и тот и другой рассказывают нам псковскую историю. Сейчас о многих предметах старины мы можем узнать только из путеводителей и каталогов музеев. Эти книги позволяют прикоснуться к частичке святого, вечного и божественного, чем славится наш город.
Псковская земля славится своей древностью и православными святынями. Обладание какой-либо реликвией издавна привлекало людей к городу или храму. Между шедевром и просто любопытным объектом не всегда стоит замечать разницу – и тот, и другой рассказывают нам псковскую историю. Сейчас о многих предметах старины мы можем узнать только из путеводителей и каталогов музеев. Эти книги позволяют прикоснуться к частичке святого, вечного и божественного, чем славится наш город.
Особого внимания заслуживают издания, посвящённые двум дореволюционным музеям: Псковского археологического общества и Псковского церковного историко-археологического комитета. Ценность их в том, что указан источник поступления в музей, история того или иного экспоната. После 1917 года памятники старины были объединены и сформировали фонд Псковского краеведческого музея. В годы Великой Отечественной войны многие ценности сильно пострадали или же были вывезены в Германию, постепенно возвращались в Россию в послевоенное время. Не все памятники старины дошли до нас, а представленные издания – иллюстрированы и позволяют увидеть то, что казалось интересным и достойным внимания псковским знатокам старины более ста лет назад. Эти книги будут интересны как историкам, краеведам, так и простым любителям реликвий и сокровищ.
Арсений (Стадницкий А. Г. ; архиепископ Псковский и Порховский ; 1862-1936). Речь Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Псковского, при открытии 24 августа 1908 года Историко-археологического церковного комитета. — Псков : Типография Псковского губернского земства, 1908. — 4 с.
Грацилевский, В. Д. Описание музея Псковского церковно-археологического комитета / издание Псковского церковно-археологического комитета. — Псков : Электрич. типо-лит. Псков. губ. зем., 1914. — 60 с.
Создание Псковского церковного историко-археологического комитета связано с именем одного из самых почитаемых архиепископов – Арсением (Стадницким). Он был доктором церковной истории, ректором Московской духовной академии, председателем в учебном комитете Святейшего Синода, духовным наставником и другом будущего патриарха Алексия (Симанского), в 1917 году он сам был кандидатом на патриарший престол. Арсений (Стадницкий) возглавлял Псковскую епархию с 1903 по 1910 год. Он живо интересовался древней псковской историей. Понимая, что многие памятники местной истории бесследно исчезают, предложил духовенству собрать церковные предметы, вышедшие из обихода, но не потерявшие своей исторической ценности. Благодаря его энергии, с одной стороны, и обилию церковных древностей в Псковском крае, с другой, в 1908 году стало возможным образовать Псковский церковный историко-археологический комитет и музей. Открытие Комитета состоялось 24 августа 1908 года в здании Псковской духовной семинарии. В своей речи владыка говорил о целях и намерениях создаваемого Комитета и заметил: «Азбучная истина гласит, что история – учительница народов. А исторические судьбы Пскова столь поучительны, что изучение их представит, несомненно, много научного и жизненного интереса … В наши дни особенно настоятельно чувствуется нужда во всестороннем изучении отдельных единиц нашего отечества, тех или других местностей, только по возможности с различных сторон. Церковно-археологический комитет и поставляет одною из своих целей изучение одной из таких единиц, – разумею церковно-приходскую жизнь нашей области в ее историческом развитии и настоящем состоянии».
Наиболее полное представление о сокровищах музея даёт «Каталог музея Псковского церковно-археологического комитета», составленный В. Д. Грацилевским. Один из самых интересных предметов – бронзовый хорос XVI в., который сейчас находится в исторической экспозиции Псковского музея-заповедника.
Псковское археологическое общество. Путеводитель по музею Псковского археологического общества : [с четырьмя портретами и видом Поганкиных палат] / издание Псковского археологического общества ; [сост. Н. Ф. Окулич-Казарин]. — Псков : Типография Губернского правления, 1908. — 159, II с. : 5 л. ил.
Книга включает «Краткий исторический очерк Псковского археологического общества», перечень предметов старины в соответствии с их расположением в залах и витринах (зачастую с указанием происхождения того или иного предмета), а также материалы об археологических раскопках и находках А. А. Заборовского, Е. И. Исполатова, Н. А. Зарудного, В. Н. Глазова, Ф. А. Ушакова, Г. И. Сондоевского, М. И. Полянского. Музей располагался в Поганкиных палатах, его активно посещали туристы: известно, что только в 1913 году в книге посетителей расписались 6544 человека. Данное издание сохраняет своё научное значение и сейчас.
Василёв, Иван Иванович.
Следы пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Псковской губернии [Электронный ресурс] / составил по неизданным документам И. И. Василёв ; издание Высочайше утвержденного Комитета по сбору денег на устройство в Пскове учебно-образовательных заведений в память поэта Александра Сергеевича Пушкина. - С.-Пб. : Типография И. Н. Скороходова (Надеждинская, 43), 1899. - 63 с.
Иван Иванович Василев (1836-1901) – краевед, историк, общественный деятель, Почётный гражданин г. Пскова. Родился в 1836 году в Пскове в семье священника Троицкого кафедрального собора, в раннем детстве слушал рассказы отца о величии Пскова, легенды из его истории, зародившие любопытство, а затем и интерес к истории родного края.
Иван Василев обучался в Псковской и Рижской семинариях, в Московской духовной академии, после окончания которой получил степень магистра и был назначен учителем математики в Воронежскую академию, одновременно вёл уроки и в женской гимназии. С 1862 года он преподавал церковную историю в Псковской духовной семинарии, а в 1863 был назначен секретарем Псковского губернского статистического комитета, в 1866 - старшим ревизором Псковской контрольной палаты.
Вокруг статкомитета группировались любители Псковской истории: К. Г. Евлентьев, И. В. Лебедев и другие, задумавшие организацию музея Псковских древностей. Составить правила устройства музея было поручено Ивану Василеву, поскольку в то время он уже занимал ведущее положение в изучении истории края и имел несколько опубликованных работ. Первоочередной задачей Иван Иванович считал создание при статкомитете Археологической комиссии. Эта идея получила поддержку, и в августе 1872 года состоялось первое её заседание, на котором вновь был поднят вопрос о музее. Его начали формировать в здании Дворянского собрания, где для музея были выделены две комнаты на третьем этаже.
В то же время Иван Василев заведовал делопроизводством публичной библиотеки. Он принял её в запущенном состоянии, но вместе с К. Г. Евлентьевым за короткий срок привел в порядок.
Иван Василев вёл активную общественную деятельность: являлся членом статкомитета, Археологической комиссии, общества псковских врачей, библиотечного комитета, сельскохозяйственного, пожарного и женского благотворительного обществ, общества страхования от огня. При его содействии и непосредственном участии в Пскове были созданы Ботанический и Сергиевский (ныне Летний) сады, осуществлено пароходное сообщение между Псковом и Черехой.
Много труда вложил Иван Иванович в подготовку материалов и коллекций льна к российским и международным выставкам, на которых льны получали высшие награды. Он исполнял обязанности делопроизводителя статистического комитета: готовил его годовые отчеты, руководил подготовкой и выпуском «Памятных книжек» (1869-1876 годы), участвовал в международном статистическом конгрессе в Петербурге(1872 год), в Археологических съездах в Москве, Петербурге, Киеве и Риге.
Все эти годы Иван Василев вёл и активную литературную деятельность, он написал более 50 работ: «Древние укрепления Пскова», «Исторический очерк гор. Пскова», «Исторические, археологические и статистические сведения о Псковской губернии», «Хронологический указатель исторических памятников, сохранившихся в Псковской губернии», «Историко-статистический указатель г.Пскова» и другие.
Проявлял интерес Иван Василев и к географии Псковской земли. Его перу принадлежит ряд книг, которые и в настоящее время не потеряли своего значения и являются источником важной информации: «Краткий очерк Псковского (Талабского) озера», «Опыт статистико-географического словаря Псковской губернии», «Географическо-статистический словарь Великолукского уезда Псковской губернии», «Статистико-географический словарь Порховского уезда Псковской губернии».
Для промышленной выставки Иван Василев написал и издал книгу «Лён и Псковская губерния» (1872 год). Культурная жизнь Пскова нашла отражение в следующих работах: «Главное народное училище в г. Пскове и Псковская губернская гимназия. Историко-статистическое обозрение 1786-1827 г.г.», «Следы пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Псковской губернии» и других.
Иван Василев был известен далеко за пределами Псковского края, он проводил интереснейшие экскурсии по городу для иногородних ученых и высокопоставленных гостей.
Скончался Иван Василев 3 сентября 1901 года, похоронен на Дмитриевском кладбище в Пскове.
Работа Ивана Василева «Следы пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Псковской губернии» составлена по неизданным документам. В ней три раздела: устные предания, памятники письменные и памятники вещественные. Автор представил документы, относящиеся к жизни и деятельности поэта в Псковской губернии, сохранившиеся в архивах Псковских учреждений. Иван Василев говорит о том, что «…в настоящее время очень мало сохранилось предметов, связанных чем-либо с именем поэта. В Псковской же губернии из них известно самое ничтожное количество…».
Описание фресок храма преображения Господня в Псковском Спасо-Мирожском монастыре, основанном преподобным Нифонтом, Владыкою Новгородским и Псковским, в 1156 году [Электронный ресурс] / составил действительный член Псковского Археологического Общества Ф. А. Ушаков ; к альбому фотографических снимков, сделанных действительным членом Общества О. И. Парли. - Псков : Труд и Знание, 1903. - 16 с.
Фёдор Алексеевич Ушаков (1850-1917) - краевед, археолог, историк, педагог. Родился в 1850 году в семье потомственных дворян Тамбовской губернии, обучался в Воронежском Михайловском кадетском корпусе и Московском 3-м военном Александровском училище, где читали лекции знаменитые профессора Московского университета, и среди них – историк С. М. Соловьев. Любовь к истории, видимо, появилась у Фёдора Ушакова именно в это время.
В 1870 году Фёдор Ушаков был произведён в прапорщики и назначен на должность и. о. аудитора 6-го пехотного Либавского имени Карла Прусского полка, затем – делопроизводителем полкового суда, а в 1873 году командирован в штаб Казанского военного округа, где до 1878 года прослужил помощником старшего адъютанта. В 1879 году Фёдор Ушаков назначили командиром роты 69-го резервного пехотного батальона, а в конце декабря 1883 года он был утверждён в должности воспитателя старших классов Псковского кадетского корпуса. В 1902 году Фёдор Ушаков вышел в отставку в чине генерал-майора, имел ордена Св.Станислава всех трех степеней, Св. Анны 3 степени и Св.Владимира 4 и 3 степени.
Выйдя в отставку, Фёдор Алексеевич занялся общественными делами: был одним из основателей Общества потребителей, председателем совета Псковского вольного пожарного общества, членом ревизионной комиссии Городской думы и губернского статкомитета, казначеем местного управления общества Красного Креста.
Но основным и любимым делом Фёдора Ушакова была история и археология Пскова. Он был покорён его памятниками и архитектурой, глубоко изучал псковские древности, исторические документы и летописи, результаты археологических изысканий.
В1895 году Фёдора Ушакова избрали секретарём Псковского Археологического общества. Свои мысли о состоянии Мирожского монастыря, особенно Спасо-Преображенского собора и его фресок ХII века, он изложил в статье «Мирожский монастырь» (1896 год), опубликованной в «Псковских губернских ведомостях». Накопленные знания нашли выход в публикации ряда работ по истории Пскова и состоянии археологических исследований: «Причины Смутного времени Московского государства в ХVI и ХVII в.в. и отражение его на Псков…», «Псковский городец и Мирож как места первых псковских поселений», «По поводу псковских древних печатей» и других.
В 1906 году семья Ушаковых переехала в Петербург, Федор Алексеевич вступил в Императорское военно-историческое общество, где выступал с докладами, имевшими отношение к Псковской старине. Псковская тема оставалась главной в его творчестве. В трудах ПАО за 1907-1908 годы была опубликована большая работа «Время основания Пскова, границы Псковской старины и степень её населенности в различные периоды её существования». Неопубликованные рукописи Фёдора Ушакова хранятся в древлехранилище Псковского музея-заповедника.
Скончался Фёдор Алексеевич Ушаков в 1917 году, похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Особой заботой Псковского Археологического общества был собор Преображения Господня Спасо-Мирожского монастыря, который затапливался во время весеннего разлива реки Великой. На заседаниях ПАО рассматривались и вопросы открытия в соборе фресок ХII века. В 1902 году на заседании ПАО Фёдор Ушаков сделал доклад «Спасо-Мирожский монастырь в Пскове», а в 1903 году был издан альбом фотоснимков собора, его древних стен и возобновляемых на них старинных фресок в храме Преображения Господня. Он состоит из 75 фотоснимков, сделанных фотографом О. И. Парли, членом ПАО, наклеенных на серый картон и заключённых в кожаную папку. К альбому была приложена отдельная брошюра Фёдора Ушакова с кратким описанием изображений на фото. «Желая оживить описанием поднесенный г. Парли экземпляр полнаго альбома в дар нашему Обществу я составил настоящее описание изображениям на 75 фотографических снимках и ныне представляю это описание на суд членов Общества».
Уникальность фресок Мирожского монастыря – в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. Они стоят особняком среди современных им памятников, не обнаруживая прямых аналогий ни с древнерусскими росписями ХII века, ни с многочисленными фресками Византии и её провинций.
Рахманин, Тимофей (псевд.; наст. имя: Тауфик Рахматуллин).
Сказание о забытом князе. "Не терпя обидим быти" : исторический роман. Т. 1-2 / худож.: В. Бердышев. - Псков : Логос Плюс, 2013. - 467, [1], [10] л. цв. ил.
Довмонт – псковский князь, литовец по происхождению, в крещении Тимофей, княжение которого (в 1266-1299 годы) было временем славных побед над Литвой и Ливонским орденом, важных и для Пскова, и для всей русской земли. Защищая стены Пскова, отражая набеги ливонских рыцарей, псковичи спасали русскую землю от западных поработителей и помогали сберечь силы для борьбы с монголо-татарами. Победы псковичей во главе с Довмонтом много значили и для утверждения политического авторитета Пскова. С княжения Довмонта фактически начинается новый период в истории Пскова, период самостоятельности и политической независимости от Новгорода. С именем Довмонта связаны первые героические страницы псковской истории, оно окружено легендами и стало для псковичей символом воинской доблести и мужества. Повестью о Довмонте открываются псковские летописи, его имя и подвиги отражены в русских иконах. Довмонт похоронен в княжеской усыпальнице Троицкого собора, причислен Русской православной церковью к лику святых, считается небесным покровителем Пскова.
Память о Довмонте в Пскове увековечена в названии целого «города» - Довмонтова, вплотную примыкающего к «Персям» Кремля. Это музейно-исторический комплекс под открытым небом, объединяющий крепостные стены, башню Святых ворот, руины архитектурно-археологических памятников, остатки храмов и гражданских построек; археологический, историко-архитектурный памятник 10-17 веков.
Исторический роман «Сказание о забытом князе» - первая опубликованная книга Тауфика Рахматуллина. Творческий псевдоним – Тимофей Рахманин. Автор по профессии инженер-строитель, заинтересовавшийся личностью князя Довмонта и написавший книгу в свободное от работы время. Это первые два из трёх томов, в которых описана жизнь Довмонта с 1257 по 1270 годы, то есть его юность и первые годы княжения в Пскове.
В своём повествовании автор строго следует летописным источникам, хотя его книга, безусловно, является художественным произведением. Битвы того времени, любовь, потери, нравы и быт людей – там есть всё. Ну, а в конце читателей ждет интрига. В третьем томе будет развязка всех тайн в жизни главных героев.
Автор пишет: «…это моя первая серьёзная работа, и писалась она не «ради» и не «для». А просто – из чувства гордости за предков наших. Хотелось, чтобы о них знали правду. Знали правду – ту, которая написана ими самими, в те далекие времена».