Первый номер периодического издания для учителей «Листок просвещенца» доступен в электронной библиотеке «Псковиана».
Издателями печатного органа Псковского губернского отдела народного образования была поставлена цель помочь школьным работникам Псковской губернии в «общепедагогических и специально методических» вопросах.
Учитывая социальный состав школьных работников, редакторы «Листка» обращают внимание на характер первых публикаций: «Считаясь с малым процентом среди псковских школьных работников лиц со специальной педагогической подготовкой, «Листок Просвещенца» в первых номерах, возможно, будет грешить нарочитой, может быть, чрезмерно-преувеличенной популярностью и элементарностью своих советов и указаний.» (Листок Просвещенца. – 1924. - № 1. – С. 1).
Первый номер содержит публикации официальных нормативных документов в области народного образования: Обязательное постановление Президиума Псковского Губернского Исполнительного Комитета о всеобщем школьном обучении (от 20 августа 1924 г.), Инструкцию об открытии дошкольных учреждений за счет общественных организаций.
Учителя информируются о начале издания с 1 октября 1924 года большой еженедельной газеты «Учительская Газета».
В статье Экштейна «Народное образование в 1924-25 году» публикуется предварительный бюджет на содержание и развитие сети учреждений по народному образованию в Псковской губернии. Особо отмечается стандартная для нашей области и по сей день нехватка финансовых ресурсов на покрытие всех материальных затрат, отсутствие поддержки из Центра.
Из приведенных статистических данных можно увидеть предполагаемое количество образовательных и просветительских учреждений:
«Сеть учреждений. Всего по губернии мы будем иметь 1421 учреждение Соцвоса, из них: школ I ст. 1358, семилеток 4, школ 2-й ступени 14, школ крестьянской молодежи 11, детдомов 21, детсадов 13.
По Политпросвету. На местном бюджете 653 учреждения. Из них: центральных библиотек 11, клубов 13, волостных : изб-читален 66, сельских изб-читален 105, ликпунктов 400, школ малограмотных 28, школ политграмоты 17, школ взрослых 1, инструктивных школ 11 и совпартшкол 1; кроме того, на общественные средства и на самоокупаемость: 27 клубов, 10 кино и театров и 543 красных уголка.
По Профобру. 14 ѵчебных заведений, из них педтехникумов 3, сельско-хоз. техникумов 1, землеустроительных 1, с.-х. школ 1, электро-механическая школа 1, школ фаб. зав. ученичества 2, профтехнических школ 2 и бухгалтерские курсы 1 (на средства профсоюзов)».
Средняя заработная плата сельских учителей составляла 17 руб. 50 коп. Отметим, что в целом по России средний заработок составлял 58 руб. 60 коп.
Из рекомендаций по приобретению учебной литературы для учеников следует, что «необходимо в первую очередь приобрести из отпускаемых кредитов учебные пособия самые необходимые для школы и дать учебники детям беднейшего населения. Те, которые в состоянии сами приобрести учебники, должны будут купить их за наличный расчет». (Листок Просвещенца. – 1924. - № 1. – С. 5).
Под рубрикой Методический отдел опубликована статья М. Столярова о новых программах и о комплексной системе преподавания школьных дисциплин, План переподготовки сельского учительства в Псковской губернии (1924-25 уч.г.), размещены Анкеты для обследования деревенских хозяйств.
В статье «Как может быть проработана в группе А тема „Октябрьская революция" (деревенский вариант)» даны методические рекомендации для школьных работников и поурочное планирование. Перед учителями была поставлена задача по раскрытию всех преимуществ нынешнего строя против царской России. В ходе получения практических художественных навыков, для выработки образного и сравнительного мышления учителя должны были предлагать детям «нарисовать у себя в тетрадях: полоса Ефима (конкретного бедняка) и полоса Лукича (богача) прежде и теперь» (уравнительное земледелие).
«Из бесед инструктора» можно узнать о ведении письменных работ на уроке, о назначении «Круговых тетрадей». В публикации «Учет педагогической работы в школах I ступени» приведен перечень основных видов учетной деятельности образовательного учреждения.
Отметим, что в этом периодическом пособии для учителей большинство методических рекомендаций сопряжено с политической пропагандой, что было характерно для 1920-х – 1930-х гг. Особая роль отводилась школьным учителям в послереволюционное время, ведь «ликвидаторы неграмотности» должны были не просто учить детей или рабочих и крестьян читать и писать, но и формировать из них новую общность – «советских людей».